Автор Тема: Орфография. Грамотны ли писатели?  (Прочитано 13724 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Долго искала место для темы: Крайс, если нашла-таки неверно, перенеси тему:)

А суть темы интересует меня уже давно: должны ли писатели-поэты писать грамотно?
У кого-то грамотность в крови, а другой зубрит учебники русского языка в школе, в вузе, - и ни к чему это не приводит.
Под грамотностью, к слову, я понимаю верную орфографию и пунктуацию. А ещё забавно бывает: творческие люди, заговорив, удивляют всех окружающих своими "изысканными" ударениями. А орфоэпический словарь - штука жёсткая и таких шуток не любит.

Не знаю, как насчёт Пушкиных и Маяковских, правил ли кто-то их стихи (впрочем, у Маяковского была собсвенная пунктуация и ошибки в этой сфере ему не грозили), но читаю сейчас талантливых молодых - да и не очень - "творцов" литературной стези, и нет-нет да и проскакивают ошибки. Причём на уровне школьным правил порой пятого класса: "девчонка" через "ё", причастные-деепричастные обороты не там выделены запятыми..


Что делать? Или чувство слова намого значимей для поэта?
« Последнее редактирование: 06 Июнь 2010, 10:18:50 от Игрушка »
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.

Оффлайн Крайс

  • Администратор
  • Графоман
  • *
  • Сообщений: 2178
  • Репутация +106/-2
  • Пол: Мужской
  • Я за тобой наблюдаю
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #1 : 07 Июнь 2010, 10:44:04 »
Для того, чтобы писатель мог хорошо писать - надо быть хорошим читателем, тобишь много читать. Соответственно ты можешь плохо знать теорию, но если много читаешь, то уже просто на вид слова можешь определить грамотно ли оно написано.
Другое дело ударения и запятые. В наше время там зачастую делают ошибки и на это закрывают глаза. На счёт должен ли знать? Ммм... не знаю. Многие пистели считают что правка текста дело корректоров и я ничего не имею против такого мнения.
На счёт любителей, находящихся на этом форуме -  меня вполне устраивает корректор в виде ворда. Если конечно человек им не умеет грамотно пользоваться, то уже раздражает.
Моя проза (http://literat.su/index.php?board=89.0)
Мои стихи (http://literat.su/index.php?topic=21.0)

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #2 : 08 Июнь 2010, 10:07:20 »
Цитировать
Соответственно ты можешь плохо знать теорию, но если много читаешь, то уже просто на вид слова можешь определить грамотно ли оно написано.
Вот не всегда) Знаешь, есть паталогичекси грамотные и неграмотные люди: первые могут вообще не читать книг, но писать инстинктивно правильно; не зная ни одного правила русского языка. В том числе и пунктуация у них безукоризненная.
А вторые - хоть зубри учебники, хоть читай запоем - пишут с ошибками.

Цитировать
На счёт любителей, находящихся на этом форуме -  меня вполне устраивает корректор в виде ворда.
Хых, ворд иногда тако-о-ого насоветует:) И он слишком скучен: не понимает замыслов писателя. Кстати, ты знаешь, как в нём отключить правку?)
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.

Оффлайн Feliciano

  • Нарратор
  • *
  • Сообщений: 515
  • Репутация +34/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #3 : 08 Июнь 2010, 12:26:36 »
Очень неприятно читать, когда весь текст в ошибках. Особенно не терплю орфоргафических , но в большом количестве. Иногда человек делает за текст одну-две ошибки, ну, пять-шесть, ничего страшного, если смысл хороший. Запятые - это авторское дело: где считает нужным , там и ставит. У автора и читателя совсем по-разному могут быть расставлены акценты. Читатель посчитает, что сделана ошибка, а ошибки-то нет, просто видение такое у автора.
– Я должен напомнить товарищу Маяковскому, – горячится коротышка, – старую истину, которая была еще известна Наполеону: от великого до смешного – один шаг...
Маяковский вдруг, смерив расстояние, отделяющее его от говоруна, соглашается:– От великого до смешного – один шаг.

Оффлайн Крайс

  • Администратор
  • Графоман
  • *
  • Сообщений: 2178
  • Репутация +106/-2
  • Пол: Мужской
  • Я за тобой наблюдаю
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #4 : 08 Июнь 2010, 14:15:44 »
Игрушка (непривычный ник, аватарку чтоль другую тогда поставь  ;D), честно сказать не встречал описаных тобою людей. Есть у меня знакомые, которые в своей жизни азбуку только осилили и пишут постоянно с ошибками, есть которые правил не знают, но много читали и пишут грамотно. А вот чтобы грамотно писал и при этом не читал книги и не знал правил...не знаю таких и с трудом верю в их существование)))
Был кстати знакомый писатель...так вот он в общении в аське писал коряво, неграмотно, сленг использовал) Но когда писал отзывы или рассказы, то всё грамотно, объяснял просто - фигли мне в простом общении следить за своей грамотностью)))

В плане пунктуации и правильности изложения ворд конечно фигня, а вот в орфографии он справняется на школьном уровне, что вполне достаточно, чтобы глаза не мазолило при чтении. Что ты имеешь ввиду отключить правку?) Подчеркивание? Или атоматическое исправление заглавных букв? В любом случае никогда не задавался этим вопросом))

Feliciano
Цитировать
Запятые - это авторское дело: где считает нужным , там и ставит. У автора и читателя совсем по-разному могут быть расставлены акценты. Читатель посчитает, что сделана ошибка, а ошибки-то нет, просто видение такое у автора.
Совершенно согласен.
Моя проза (http://literat.su/index.php?board=89.0)
Мои стихи (http://literat.su/index.php?topic=21.0)

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #5 : 11 Июнь 2010, 09:52:39 »
Дело в том, что для меня писатели-поэты - это люди не просто искусства (высшего), но и властители русского языка (извините за пафосное изречение:)

Все мы мыслим ярко (но чаще не словами, а картинками), у всех хоть иногда, да мелькают в мыслях оригинальные, стоящие мысли. Многие - хотя бы в юности - хотят что-то написать.
Но писатель, настоящий, тем и отличается, что есть не просто желание-задумки, но и способность (!) это сделать.
У него должно быть прекрасное чувство языка, слога; если говорим о стихосложении - и ритма.
А какое же чувство языка, если писатель неграмотен? Я не говорю про "молоко" через "а", "забор" через "о": есть менее очевидные подводные камни, о которые люди спотыкаются массами (богатый опыт чтения дневов в инете): например, " иметь в виду" пишут слитно, "в общем" - слитно тоже, в то время как в школе абсолютно всех учили, что пишется раздельно!
А наречия? Эти многострадальные "по истечениИ", "наподобиЕ" и т.д.

Я говорю к тому, что писатель - это ВЛАСТИТЕЛЬ языка, и повторюсь: у него есть не только задумки о будущем рассказе, но и ВОЗМОЖНОСТЬ его написать. А возможность - это не только широкий спектр слов в голове, баготый словарный запас. Это ещё и грамотность!

Иначе я просто не доверяю писателю.

Цитировать
Запятые - это авторское дело: где считает нужным , там и ставит. У автора и читателя совсем по-разному могут быть расставлены акценты. Читатель посчитает, что сделана ошибка, а ошибки-то нет, просто видение такое у автора.

Конечно, существуют авторские знаки! Но никто не отменял такие вещи, как причастные/деепричастные обороты, вводные слова.. Почему-то многие забывают, что если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он обособляется, если после - нет.
И это незнание ни в коем случае нельзя считать авторским знаком.
Нельзя ставить запятую между подлежащим и сказуемым, надо верно обособлять вводные слова..


В общем, я за то, чтобы будущие писатели не только почитывали толковые словари и - обязательно! - читали классику (только вчера по "Культуре" в "Культурной революции" шла речь и графоманстве, но не буду рапсространяться, иначе настрочу ещё 50 страниц), но и орфографический словари! (А лучше, ещё и орфоэпические.)
« Последнее редактирование: 11 Июнь 2010, 09:55:16 от Игрушка »
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.

Оффлайн Крайс

  • Администратор
  • Графоман
  • *
  • Сообщений: 2178
  • Репутация +106/-2
  • Пол: Мужской
  • Я за тобой наблюдаю
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #6 : 11 Июнь 2010, 10:29:07 »
(богатый опыт чтения дневов в инете
Дневники это не показатель) Я вот никогда в дневе особо не перечитываю и не задумываюсь над грамотностью своего текста)

В общем, я за то, чтобы будущие писатели не только почитывали толковые словари и - обязательно! - читали классику

Ну вот лично у меня плохо с запоминанием правил, толку от толковых словарей будет мало =) А почему именно классику? Конечно некоторая бульварная современная проза содержит ошибки, но... и классика в переводе тоже ими грешит))

Игрушка, у меня к тебе просьба тогда будет) Ты, как грамотный человек, почитай несколько рассказов и напиши по поводу грамотности. Мне даже интересно сколько ошибок можно насчитать у прозаиков этого форума ;)
Моя проза (http://literat.su/index.php?board=89.0)
Мои стихи (http://literat.su/index.php?topic=21.0)

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #7 : 11 Июнь 2010, 11:15:59 »
Цитировать
Дневники это не показатель) Я вот никогда в дневе особо не перечитываю и не задумываюсь над грамотностью своего текста)
ну я про то, что это должно быть в крови)
опечатки, конечно, не в счёт:)ъ

Цитировать
и классика в переводе тоже ими грешит
я про русскую классику:)

 А именно классику - даже не для орфографической грамотности, а чтобы выработался иммунетет от этой самой бульварной писанины. Жаль, что ты вчера не смотрел "Культурную революцию"! Одна женщина, не-помню-кто в литературном институте имени Горького, рассказывала, как каждый год читает сочинения абитуриентов, и более половины - полнейшая бездарность, т.к. у детей, не читавших классику, не вырабатывается иммунитет против мусора на книжных полках и против мусора в инете (которого просто немерено), и они все пишут штампами,бездарнымии предложениями и т.д. и т.д. Поэтому - классика.

Цитировать
Ты, как грамотный человек, почитай несколько рассказов и напиши по поводу грамотности.
Каких именно?) Спасибо, конечно, за доверие:)

« Последнее редактирование: 11 Июнь 2010, 18:01:49 от Игрушка »
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.

Оффлайн ersh57

  • Нарратор
  • *
  • Сообщений: 658
  • Репутация +73/-0
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #8 : 11 Июнь 2010, 15:07:35 »
В некоторых вещах с Игрушкой соглашусь. В некоторых - нет.
Раньше в каждом издательстве и каждой типографии работали такие люди - корректоры. Раньше даже специальные вклеечки вставляли, мол, на такой-то странице написано то-то, но следует читать так-то. Корректоры в обязательном порядке проверяли правописание. Поэтому, не могу с полной уверенностью сказать, что тексты отечественных классиков выверены ими самими.
Когда пишешь, то глаза могут оказаться настолько зашоренными, что элементарные ошибки уже не видишь. Честно скажу - явление из разряда рядовых. Бывает у всех и каждого. Потому и правят авторы свои тексты постоянно. Смотришь: опять "исправленное и дополненное".
Требовать абсолютнейшей грамотности от писателя невозможно, хотя бы в силу того, что "человеческий" фактор исключить не удастся. Мы - не компьютеры.
Да и разноречивы подчас языковые требования.
=========================================================================
Мне ли судить, что сам и написал?
Пристрастен я в суждениях и взглядах,
Когда писал - не думал о наградах,
Я просто душу в буквы воплощал!

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #9 : 11 Июнь 2010, 17:58:26 »
Цитировать
Раньше даже специальные вклеечки вставляли, мол, на такой-то странице написано то-то, но следует читать так-то.
Такие штуки есть в словарях, иностранных. Но словари,согласитесь, не художественная литература)
Цитировать
Поэтому, не могу с полной уверенностью сказать, что тексты отечественных классиков выверены ими самими.
Я тоже) Но всё же кажется, что корректоры выверяли в основном тексты второплановых писателей.
Впрочем, если гении писали с ошибками.. Им простительно: они гении:))

Цитировать
Когда пишешь, то глаза могут оказаться настолько зашоренными, что элементарные ошибки уже не видишь.
Да! Я сейчас, готовясь к сессии, перечитываю лекции, писаные в спешке, и там такие ошибки - мама миа. Буквально, падежи не те О_о Или что-то вроде "Ашибки", "мАлАка" и "теДради")) Но всё же, когда проверяешь, ошибки видишь.


В общем и частном, ersh57, я с вами согласна:)
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.

Оффлайн Крайс

  • Администратор
  • Графоман
  • *
  • Сообщений: 2178
  • Репутация +106/-2
  • Пол: Мужской
  • Я за тобой наблюдаю
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #10 : 14 Июнь 2010, 20:54:15 »
Одна женщина, не-помню-кто в литературном институте имени Горького, рассказывала, как каждый год читает сочинения абитуриентов, и более половины - полнейшая бездарность, т.к. у детей, не читавших классику, не вырабатывается иммунитет против мусора на книжных полках и против мусора в инете (которого просто немерено), и они все пишут штампами,бездарнымии предложениями и т.д. и т.д. Поэтому - классика.
Ну... одна женщина для меня всё таки не авторитет =) Возьми любого критика и он в пух и прах разложит почти любого современного автора, что уж говорить об абитуриентах) Конечно им ещё учиться и учиться, а вот называть их бездарностью вот так сразу по одному сочинению я бы не стал =) Может просто тема не их или ещё что.

Каких именно?) Спасибо, конечно, за доверие:)
Кто даст добро =) А то некоторые обижаются, когда им указываешь на ошибки в запятых)) Мои почитай, я не обижусь, к тому же лишний раз подкорректировать работы буду рад.

Но всё же, когда проверяешь, ошибки видишь.
Тебе так кажется ;) Можно перечитать текст 10-15 раз и всё равно пропустить ошибку мимо. На это есть много факторов. Например работа слуховой памяти лучше зрительной.
А есть ещё такая способность мозга...блин... буду рад, если кто нить вспомнит как называется) Когда ты ищёшь дома что-нибудь и не можешь найти, а кто нибудь свежим взглядом взглянет и сразу находит - это работа памяти мозга, он запоминает картинку ранее и может её выдавать, совершенно не видя новый предмет в ней. Тоже самое с текстом. Поэтому если я перечитываю рассказы, написанные 2-3 года назад (текст которых уже забыл), то обязательно нахожу ошибки.

Моя проза (http://literat.su/index.php?board=89.0)
Мои стихи (http://literat.su/index.php?topic=21.0)

Оффлайн d-lity

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 260
  • Репутация +8/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #11 : 15 Июнь 2010, 16:46:31 »
Как говорил мой научный руководитель, "для того, чтобы написать правильно, сначала напишите неправильно". Я запомнил эти слова на все свои годы учебы в университете и стараюсь следовать этому постулату, хотя, бывает, получается написать правильно с первого раза. ;D
« Последнее редактирование: 15 Июнь 2010, 16:47:03 от d-lity »

Оффлайн Амперсанд

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 30
  • Репутация +3/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #12 : 23 Июнь 2010, 01:23:01 »
Должен ли писатель чувствовать язык?
Мне кажется, этот вопрос равнозначен вопросу данной темы.
=голова ужасно живет и работает=
(Достоевский. Идиот)

=тьфу, проветрите набережную=
(Гамсун. Голод)

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #13 : 24 Июнь 2010, 14:17:32 »
Должен ли писатель чувствовать язык?
Мне кажется, этот вопрос равнозначен вопросу данной темы.
Да! В том ив опрос, является ли чувство языка неотъмлимой частью грамотности. Или наоборот.

Пока не уехала, приведу слова Бродского о той же материи: "У поэта перед обществом есть только одна обязанность, а именно: писать хорошо. То есть обязанность эта - по отношению в языку. На самом деле поэт - слуга языка. Он и слуга языка, и зранитель, и двигатель".
Поэт здесь с писателем наравне, я думаю..
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.

Оффлайн Амперсанд

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 30
  • Репутация +3/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #14 : 24 Июнь 2010, 16:36:08 »
Игрушка, по-моему, сомнений относительно того, должен ли писатель чувствовать язык, быть не должно. Уж не знаю..
=голова ужасно живет и работает=
(Достоевский. Идиот)

=тьфу, проветрите набережную=
(Гамсун. Голод)

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #15 : 24 Июнь 2010, 19:41:31 »
Игрушка, по-моему, сомнений относительно того, должен ли писатель чувствовать язык, быть не должно. Уж не знаю..

Именно! Остаётся вопрос, значит ли чувство языка непременно грамотность -либо же это вещи разделимые.. Которые могут обходиться первая без второй.
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.

Оффлайн Амперсанд

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 30
  • Репутация +3/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #16 : 24 Июнь 2010, 19:49:35 »
Игрушка, для меня ответ является несомненно положительным: да, чувство языка предполагает и грамотность.
=голова ужасно живет и работает=
(Достоевский. Идиот)

=тьфу, проветрите набережную=
(Гамсун. Голод)

Оффлайн Крайс

  • Администратор
  • Графоман
  • *
  • Сообщений: 2178
  • Репутация +106/-2
  • Пол: Мужской
  • Я за тобой наблюдаю
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #17 : 27 Июнь 2010, 13:38:14 »
Ещё о том, насколько иногда трудно бывает проверять свой текст:

Цитировать
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета,
не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве.
Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете.
Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано
ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не
чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво.
Моя проза (http://literat.su/index.php?board=89.0)
Мои стихи (http://literat.su/index.php?topic=21.0)

Оффлайн Gaia

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация +1/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #18 : 05 Ноябрь 2010, 06:13:31 »
В целом грамотность - это, конечно, важно, но когда читаешь действительно интересный рассказ с хорошей идеей, то на ошибки уже не обращаешь внимание. По крайней мере, у меня так иногда бывало.   :читаю:
Привет. Я новенькая...

Оффлайн Игрушка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация +11/-0
  • Пол: Женский
  • L'enfant terrible
    • Просмотр профиля
Re: Орфография. Грамотны ли писатели?
« Ответ #19 : 11 Ноябрь 2010, 17:21:28 »
Gaia, с рассказом - да. Всё-таки рассказ - что-то более широкое.. Стихотворение донельзя узко, там ценно не только слово, но каждый слог; стихотворение - работа ювелирная.
И если в рассказе человек подберёт не совсем точное слово - редко скажется на качестве рассказа (хотя отточенность каждого слова до последнего возносит рассказ в разряд шедевров).
Но а стих? Отработка слогов,звуков,звучания должна быть идеальна, ювелирна. Выходит, права на ошибку у создателя нет? Я здесь говорю скорее о пунктуации, чем об орфографии.
К тому же, неверная запятая ведёт читателя по ложному пути, даёт ложный смысл. Равно как поставленное в верном месте тире придаёт стиху глубину, добавляет понятности.

Часто современные "писатели" (без обид на кавычки) манкируют знаками препинания - а, мол, и так сойдёт: главное рифма. А эти знаки могут сообщить стиху очень многое.

Вывод: читайте классику!)) Учитесь пунктуации, не говоря уже о чувстве языка)


Крайс, согласна: свои ошибки видеть сложно:)
Беда иной литературы и заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят.
П. Вяземский.