Автор Тема: Крестьянский вопрос в произведениях Тургенева  (Прочитано 10186 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн d-lity

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 260
  • Репутация +8/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
На самом деле, это черновой вариант одного из параграфов моей курсовой работы, полная тема которой звучит "Формирование навыков работы с художественными произведениями как историческими источниками на примере освещения крепостного права в творчестве А.С. Пушкина и И.С. Тургенева". Повторяю,это черновик, а потому не заостряйте вниамние на стиличтических и некоторых грамматических ошибках :я_не_причем:

Гораздо глубже Пушкина в жизнь простого народа погружался Иван Сергеевич Тургенев. Ему по праву можно присвоить звание почетного исследователя крестьянского класса. В рассмотренном ниже труде «Записки охотника», помимо натуралистического очерка, особое место занимает жизнь простого мужика, крестьянина. Именно эта особенность дает нам шанс взглянуть на их жизнь без прикрас. Патриотизм Тургенева прослеживается в каждом рассказе. В каждом небольшом рассказе, входящем в этот цикл, отражена в той или иной степени отдельная сторона крестьянской жизни. Мы рассмотрим те рассказы, которые наиболее ярко освещают интересующую нас тематику.
«Хорь и Калиныч», первый рассказ, сразу показывает оригинальность характера обычного мужика. Здесь происходит параллельное сравнение двух крестьян. Первый из них, Хорь, зажиточный крестьянин, вставший на путь социально – экономического развития. Главная особенность заключается в том, что он сам передал себя в руки помещика и согласился выплачивать оброк. Условия ставил помещик. При этом соглашение идет в двустороннем порядке, то есть каждая из сторон обоюдно принимает договор, ими же заключенного. Хорь успел разбогатеть и теперь живет в свое удовольствие, исправно выполняя обязательства. Живет он поодаль от остальных крестьян, что сближает его по характеру ведения хозяйства с помещичьим землевладением. Оттого он и представлен в рассказе человеком,  уверенным в себе, человеком, который волен откупиться от статуса крестьянин. Но откупаться он не хочет. Из этого следует, что Хорь вовсе не собирается продолжать расти в экономическом плане. Он просто доволен своим состоянием и хочет прожить размеренную жизнь, ведь оброк не сказывается на нем разорением.
Совсем иным предстает перед нами Калиныч. Это типичный представитель крестьянского населения. Живет по старинным крестьянским обычаям, в бедной избе, носит старую одежду. Ему нет дела до передовых мыслей. Он смирился со своим положением. Калиныч простой русский крестьянин, не смотрящий далеко вперед. Его волнует день сегодняшний. Именно поэтому Тургенев относится к нему с большим снисхождением как к человеку, родственному к природе.
Но, какими бы большими ни были различия, и Хорь и Калиныч не собираются расставаться со своим помещиком. Первый не хочет потому, что нашел свою выгоду, а второй просто далек от юридических лабиринтов и осознает, что не в его силах изменить что-либо.
В «Ермолае и мельничихе» сильнее проводится антикрепостническая линия. В лице Ермолая Тургенев показывает всю полноту несправедливости горькой крестьянской жизни. Ермолай работает фактически за бесплатно. Как живой объект или часть своего хозяйства помещик не воспринимает его, но не забывает требовать с него дичи. Ни о каком содержании Ермолая нет и речи. Даже дробью его не снабжают, не говоря уже о том, что ночует и живет он, где и как получится.
Женская участь еще хуже. Ими пользуются, как хотят. У них нет права отказаться от приглашения помещика служить у него. Эта деталь раскрывается в сцене, в которой господин Зверков поясняет рассказчику о том, почему его жена не держит замужних горничных.
«Малиновая вода» примечательна тем, что в ней упоминается понятие вольноотпущенный крестьянин. Тургенев здесь хотел вспомнить или отметить указ Александра I «О вольных хлебопашцах», изданный в 1803 году. Самое главное, что крестьянин все равно живет у помещика, но уже другого. Данная деталь показывает непрочность непродуманность предыдущих решений крестьянского вопроса.
Юридическая незащищенность крестьян открывается в последней сцене «Малиновой воды», в которой бедняк Стас повествует о своем прискорбном положении. После смерти сына он больше не был в состоянии выплачивать оброк один и поэтому просил хозяина сократить барщину или оброк или пересадить на барщину, но тот отослал его к приказчику, а тот, в свою очередь заявил, что с крестьянина еще причитается. Получается, что крестьяне, и без того незнающие всей бюрократической процедуры, оказались погрязшими в долгах, а потому на любую просьбу облегчить им оплату они получают ответ: выплатите недоимки. Тут же возникает другой вопрос: откуда выплатить эти недоимки крестьянину, если он сам просит помощи с финансовыми средствами? Вот она та загвоздка, на которую указывает Тургенев.
Стоит упомянуть и рассказ «Уездный лекарь» хотя бы потому, что здесь высказывается мысль, описанная в предыдущем параграфе, о качестве жизни крестьянина, исходящего из богатства помещика. Лекарь повествует о своем методе распознавания персоны, которая его вызывает по крестьянам вызывающего (в рассказе упоминается кучер) рассказчику. Он утверждает, что если крестьянин ведет себя нахально и одет прилично, то хозяин его владеет хорошим имением и сам состоятелен: «Коли кучер сидит князем, да шапки не ломает…смело бей на две депозитки» .
«Однодворец Овсянников» уникален тем, что показывает нам тот самый помещичий и чиновничий беспредел по отношению к беззащитным крестьянам. Овсянников повествует о нескольких помещиках. Один из них любит издеваться над крепостными женщинами, заставляя их петь и плясать до утра, забывая о том, что им тоже нужно спать, а работа ведь начиналась с раннего утра. Другой все время кричит о том, что каждый помещик должен задуматься о крестьянине, что размежевание, в первую очередь должно помочь и облегчить жизнь крестьянам. Но на деле сам он не пожертвовал от себя самую малость земли, хотя так ничего на ней и не делал и не собирался делать.
Не менее интересная сцена появления племянника Овсянникова Мити. В Мите Тургенев олицетворяет борца за справедливое отношение к крестьянам, рабочим людям. Он заступается за работников булочной, на которых давит чиновник, решивший поживиться за счет бедных рабочих. Он рассчитывал на взятку, сказав, что итоги проверки неудовлетворительны, что истине не соответствовало. Только взятки он не получил, а потому разозлился и написал донесение. Другие крестьяне страдают оттого, что в отсутствие хозяина часть его земли запахал другой помещик, заявив, что теперь это его собственность. А ведь крестьян, которые на оброке, такое положение дел  не устраивает. Как же они будут выплачивать хозяину оброк, если их лишили земли?
« Последнее редактирование: 08 Июль 2009, 22:21:35 от d-lity »

Оффлайн d-lity

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 260
  • Репутация +8/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Другой помещик и вовсе просто не желает отпускать крестьянку, хотя та ему и деньги за себя готова отдать.  И за всех этих бедных людей Митя вступается, не задумываясь о плохом конце игры против господ. Вот таким способом Тургенев показывает нам, что есть такие люди, которые могут пойти против существовавшего тогда крепостного права, только их очень мало, а потому их усилия обречены на провал, пока единомышленников не станет достаточно, чтобы свергнуть рабство в России. Поэтому цензура особенно присматривалась к Тургеневу. Ведь к концу 1840-х годов хорошо складывалось антикрепостнические мысли и движения, а этот рассказ ясно призывал к борьбе против крепостного права.
В «Льгове» еще больше отражено унижение человека. Все это мы видим в судьбе Сучка. За свою жизнь он побывал в услужении у разных хозяев, и кем только они его не назначали. Он был и рыболовом, и кучером, актером, сапожником и т.д. Один раз его даже звали не по родному имени. Удивительно, но, ни к одной из приписанных ему профессии Сучок не был приспособлен. Он просто пытался четко следовать тому, что говорят. Это атрофировало его способности к труду, что и видно в рассказе. Сучок предстает перед нами абсолютно недееспособным к какой-либо работе. Он не в состоянии что-то правильно сделать. Таким образом, можно сказать, что вольная эксплуатация крестьян помещиками ведет к спаду трудоспособности рабочей силы. А это уверенно вело к запустению помещичьего хозяйства.
«Бежин луг» иллюстрирует нам эксплуатацию детского труда. Один из мальчишек у костра упоминает, что работает с братом на фабрике. Это заявление вызвало у одного из сидящих рядом зависть, очевидно, у него жизнь была еще хуже. Здесь Тургенев обращает наше внимание на нелегкую детскую жизнь в крестьянских семьях.
В рассказе «Бурмистр» показана реальная картина жестокого обращения с крестьянами. Хозяин вверил свою землю в управление бурмистру Софрону. Он доволен работой своего человека. Однако реальной картины помещик вовсе не видел по причине того, что каждый раз в день его приезда в свои владения бурмистр тщательным образом прятал неугодных людей. Однако в рассказе описан момент, когда все следы не удалось замести Софрону. Крестьянин все-таки дождался встречи с барином. Бедный мужик жалуется господину на бедное проживание и ужасные проделки бурмистра. Хозяин не может поверить, что назначенный им человек станет устраивать такое, поэтому весь гнев достается крестьянину. Лишь в конце рассказа нам открывают истинное лицо «добропорядочного» чиновника: «Крестьяне ему кругом должны; работают на него словно батраки: кого с обозом посылает, кого куды…затормошил совсем» .
О помещичьей жестокости и безнравственности повествует рассказ «Контора». В одной из сцен конторский дежурный объясняет рассказчику, почему у купцов жить лучше, ставя в аргумент, что купцы, хоть немного, но заботятся. Говоря о помещиках, он выделяет в них необоснованную агрессию, мелочность, излишнюю придирчивость, в общем, те условия, при которых невозможно жить.
Иллюстрирует слова дежурного конторы помещик Стегунов из рассказа «Два помещика». Живущий по старым отцовским традициям и приметам Стегунов не жалеет своих крестьян. Его принцип таков, что крестьянин никогда не дождется милости барина. Ведь Стегунов считает, что кто родился крестьянином, тот пусть и живет как крестьянин, а кто барин – тот живет как подобает барину. Самое ужасное кроется в том, как подчеркивает в рассказе Тургенев, что сам Стегунов не намерен изменяться в лучшую сторону, а свой стиль жизни считает идеальным.
Изгнанные помещиками крестьяне превращались в бездомных пьяниц, завсегдатаев заведений, где можно утопить горе в спиртном море. Эта сторона отражена в «Певцах» в одном из персонажей, именуемом Обалдуем. Он один из тех, кто был брошен хозяевами на улице без средств существования. И куда ему идти, как не в питейные заведения, где кто-нибудь да угостит его рюмочкой?
Сумасбродство помещиков продемонстрировано в «Чертопханове и Недопюскине». Речь идет об отце Чертопханова, ужасной личности. Свои архитектурные задумки он осуществлял  с домами крестьян. Заставлял их учить наизусть статьи, но самый античеловеческий поступок, обрисованный в рассказе, это его идея пронумеровать крестьян. Этот поступок жирным шрифтом пишет, что крестьянин не считался за человека. Это был Никто, сосуд без души.
«Живые мощи» продолжает эту тему. Старуха Лукерья вынуждена в тишине ждать своей смерти. От ее лечения отказались, потому что ни одно средство не помогало, а оставлять недееспособную женщину не имеет смысла, и оставили в одиночестве  бедную женщину.
Тургенев показал нам картину увядания России из-за крепостного права. Беззащитные крестьяне составляли огромную долю населения страны. Поэтому Иван Сергеевич обращает наше внимание на то, что произойдет, если помещики сам император не возьмутся за решение крестьянского вопроса.
Подводя итог, следует сказать, что Пушкин и Тургенев вместе составляют отличный дуэт при изучении крепостного права в литературе XIX века. Пушкин налегает на дворян, а Тургенев больше озабочен крестьянской судьбой, что, в целом, дает комплексный материал по отношениям между крестьянами и помещиками.

Оффлайн Козявочка

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 45
  • Репутация +2/-0
    • Просмотр профиля
интересно,какая у тебя специальность?

Мне кажнтся ,какие-нить плавные переходы между описанием произведений не помешают.А в целом не плохо,юыло интересно,захотелось снова перечитать произведения Тургенева))))))
« Последнее редактирование: 09 Июль 2009, 04:17:54 от Козявочка »

Оффлайн d-lity

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 260
  • Репутация +8/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Я историк.Работал и археологом и архивариусом)) На готовом варианте все переходы есть. Но, как я уж сказал,это черновик( оригинал не сохранился, я его тупо удалил с компа) и именно поэтому здесь много чего недостает. Спасибо, рад, что так положительно подействовал на тебя))