Автор Тема: Рифма точная и неточная  (Прочитано 1460 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Kamio

  • Творец
  • *
  • Сообщений: 6167
  • Репутация +190/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Рифма точная и неточная
« : 09 Март 2016, 00:27:47 »
Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.
(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)

Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.
Правила Форума (http://literat.su/index.php?topic=1185.0)
Помощь по форуму (http://literat.su/index.php?topic=3451.0)

Оффлайн Drednout

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Репутация +2/-0
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #1 : 10 Март 2016, 06:38:54 »
Как делается унисон в музыке? Разведением звука - больше там нечем!.
Мажорный аккорд звучит в ноту и чем дальше различать отдельные звуки, тем он всё больше перестаёт быть похожим сам на себя, вплоть до полного исчезновения сходства.
А унисон в словах, рифма? В слове кроме звука есть СМЫСЛ. Дети его часто путают, а приезжие - не замечают. Им кажется, что всё одинаково.

Почему "обмануться - пробежаться" и "написать - подписать" - рифмой не является?
Одним признаком и одним смыслом не рифмуют. Нет разведения смысла для унисона словами.
Это доказывает и тавтологическая рифма - абсолютно одинаковые слова, но с разными смыслами не являются нарушением. Их только применять надо не беспомощно, а встраивать в сюжет.

Приглушение фрагмента рифмовки отдельными согласными - это незначительный нюанс. Но чем дальше тем рифма перестанет быть сама собой, как и нота. Дело то не в дальности звучания, как в музыке?

По звучанию  рифму можно разделить скорее по применению её на конце строки.
"Мажорная" - точно на конце строки.
"Закрытая" - когда непарно  перекрывается "закрывающим звуком", не входящим в неё.
Или может идти "Вторым звуком" - когда она не является последним словом строки. За ней идёт закрывающее "слово". Это есть и используется, но "мастера" наши не знают почему-то.

Рифма - по нахождению в точке строки - может быть либо статическая, либо динамическая. Если она статическая (конечная), то либо мажорная, либо перерытая, либо вторым звуком, а последнее - это уже отведение её назад, на динамическую точку в строке..
По своему "изготовлению" - целая, фрагментная, составная.
По типу звучания - это уже не очень интересно. Мужская и женская - бессмысленные термины. Глагольная - определяет только мягкость. Все начинающие тут же хватаются за неё и упс.. Ай дид ит эгейн..  Тавтология - только точность.

И для чего надо считать, какой ударный слог с конца? Что это даёт, если одним метром это получится встроить в строку, а другим уже нет? Разными же метрами одинакового сюжета не набрать в строку? Слова придётся выбирать другие, чтобы в стопу попадать?

А всё остальное - это различные виды простой звуковой поддержки, как их не назови. В строке длиннее минимальной реплики уже три возможных точки появления рифмы, две динамические и одна статическая. А если организовать паузу, ещё плюс одна статическая точка..
 :pioneer:

Оффлайн akos

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация +3/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #2 : 10 Март 2016, 08:03:51 »
позвольте один маааленький вопрос:  Этот форум только для профессиональных поэтов, закончивших лит институт?? Я прочитал тему, прочитал один ответ на  неё и понял, что именно так, что всё это только для студентов гуманитариев, специализирующихся на поэзии (если такое существует) и для преподавателей по стихосложению.  Почему   нет ни одного примера??  Что понимается под тем или иным термином?
Приведу только один пример из прочитанного текста:
""Закрытая" - когда непарно  перекрывается "закрывающим звуком", не входящим в неё."
 А показать пример слабо? Не иначе, как для профессионалов.. Простите.

Оффлайн akos

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация +3/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #3 : 10 Март 2016, 08:08:14 »
""Рифма - по нахождению в точке строки - может быть либо статическая, либо динамическая. Если она статическая (конечная), то либо мажорная, либо перерытая, либо вторым звуком, а последнее - это уже отведение её назад, на динамическую точку в строке..""  :wall:   :sarcastic:

Оффлайн akos

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация +3/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #4 : 10 Март 2016, 08:22:58 »
"Как делается унисон в музыке? Разведением звука - больше там нечем!. "
[/size]   Что такое "разведение" звука"? Первый раз слышу такой термин из музыки. Я конечно не профессиональный музыкант, самоучка, но некоторое отношение к музыке имел. И всегда считал, что "унисон" = это звучание двух или более   звуков  на одной ноте. 
« Последнее редактирование: 11 Март 2016, 16:20:05 от Kamio »

Оффлайн Drednout

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Репутация +2/-0
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #5 : 10 Март 2016, 08:26:42 »
Ну, один пример я всё-таки привёл..)))
Какие гуманитарии? Когда я смотрю на способность и соображалку людей с высшим, мне плакать хочется и становится понятно, почему всё так печально.
Я не библиотекарь, поэтому бегать за примерами не стал. Голова - в другом "режиме"..
Расчёт на то, что это будет читать не теоретик до смерти, а практик, который и попробует и пробовал.
Чтобы разницы себе представлять не виртуально, как Спасителя. 

Оффлайн akos

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация +3/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #6 : 10 Март 2016, 09:27:19 »
Для приведения примеров не обязательно быть "библиотекарем". Можно привести примеры из своих работ, можно из работ понравившихся авторов в данном форуме или, на худой конец, из интернета, а лучше всего из классиков.

Оффлайн Drednout

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Репутация +2/-0
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #7 : 11 Март 2016, 15:36:30 »
Когда я придумываю стишок, я не знаю -

Выйдет у меня что-то или нет. И что именно выйдет.
Как при этом я могу собирать в памяти незначительные детали, ради которых и не пишут текст, и не знают, будут они там или нет?

Написать "картинку словами" - это собирать в узор необходимые не для меня приёмы, а необходимые для этого узора.
У меня только должен "арсенал" этих приёмов расширяться, а не оставаться на одном минимуме.
Ну, и раз он расширяется, я же должен делать выводы, как это всё взаимодействует, чтобы получилось что-то в итоге?

Оффлайн Kamio

  • Творец
  • *
  • Сообщений: 6167
  • Репутация +190/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Рифма точная и неточная
« Ответ #8 : 11 Март 2016, 16:35:00 »
А, кстати, интересная мысль, рифмовать по смыслу  :-[
Я как-то о таком даже не задумывалась :muse:
Правила Форума (http://literat.su/index.php?topic=1185.0)
Помощь по форуму (http://literat.su/index.php?topic=3451.0)