Автор Тема: Полезные советы начинающим авторам  (Прочитано 4945 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Доброго времени суток всем.

Предлагаю в этой теме размещать полезные сообщения, которые помогут научиться грамматически правильно писать прозу.

Хочу поделиться с теми, кто, как и я, всё ещё учится писать, небольшими полезными статьями. Мне эти статьи оказались очень полезными. Пользуюсь, как шпаргалкой. Надеюсь, и вам пригодятся.

Статьи принадлежат не мне, а одному из авторов на Проза. ру. Для тех, кому лень бегать по ссылкам - скопирую тексты статей в сообщения с указанием ссылки на оригинал.
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2011, 20:50:12 от Зима »
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #1 : 24 Июнь 2011, 20:28:01 »
1. Стилистические ошибки начинающих авторов с полным их разоблачением.

То, что здесь будет написано, не претендует на новизну, более того, бесконечное количество это раз было написано до меня и еще столько же будет после. Это всего лишь попытка создать склерозник, потому что каждый раз утомительно писать одно и то же.

Итак, приступим.

Три простых ошибки, которые легче всего исправить:

1. Использование слова «своей» по отношению к телесным действиям персонажа. Как хотите, но если это не махровая фантастика, другого тела у него нет.
Пример: «Он посмотрел своими глазами на стол, взял своей рукой яблоко, понюхал его своим носом и откусил своими зубами, жуя, он смачно чавкал своим ртом».
Ясно даже ежу, что все перечисленные действия нельзя производить чем-то чужим, т.е. это слово в построении текста лишнее, кроме тех случаев, когда требуется специальное уточнение. Например, в сцене, когда Мересьев впервые после ампутации ведет самолет, нелишне уточнить, что педали он нажимает именно своими ногами-протезами.

2. Многократное использование одного и того же прилагательного в связке с существительным. Читатель не дурак, он и с первого раза обычно запоминает, что и какое там в тексте.
Пример: «Он взял ее за роскошную грудь, роскошная грудь заполнила ладонь, сжав роскошную грудь, он простонал: - «какая роскошная у тебя грудь!»
Ясно даже ежу, что все последующие прилагательные не усиливают эффект от текста а наоборот, заставляют читателя спотыкаться и усмехаться. Так имеет смысл делать, только сознательно, например для создания какого-либо ритма в тексте. «Острую лопату – взял, острой лопатой – копал, острой лопатой – махнул, весь огород я перевернул.»

3. Использование слов «какой-то», «откуда-то», «что-то», «чем-то», что-то в описанию мира произведения. Увы, это лишь свидетельствует о лени и небрежности автора, этим он как бы говорит читателю: - «знаешь, друг, мне лень напрягаться и придумывать, ты сам представь что-нибудь, поработай за меня, будь так добр».
Пример: «Какой-то хмурый человек, как-то вышел из-за какого-то сарая, подойдя,  он что-то сказал о какой-то работе».
Ясно даже ежу, что все эти слова можно смело выкинуть или заменить на  описывающие мир/действие прилагательные. Использовать такие конструкции в тексте следует с крайней осторожностью, практически всегда лучше напрячь фантазию и придумать, а что же там происходит на самом деле, текст от этого только выиграет.


© Copyright: Миха Тут, 2011
Свидетельство о публикации №21101130483

Миха ТУТ (http://www.proza.ru/2011/01/13/483) - ссылка на статью.
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #2 : 24 Июнь 2011, 20:29:33 »
2. стилистические ошибки начинающих авторов с полным их разоблачением

Итак, продолжим.

В повседневной жизни, разговаривают не задумываясь о смысле и сути, употребляемых слов, которые на самом деле, термины с двойным дном. Когда создаешь текст все не так. Если  не хочешь, чтобы над тобой смеялись, каждое слово следует подробно обнюхать и проверить на «двойное дно». Всегда перечитывай написанный текст и пытайся понять, что на самом деле означает тот или иной оборот, при необходимости заменяя его на другой, более подходящий.

Пример раз: «...а отдыхая, для души, гномы любили курить табак» - сразу возникает два вопроса
1. «отдыхая, для души» - есть ли у гномов душа? В нашем мире в христианской традиции уж точно нет, так что «для души» они ничего делать не могут. Или в их мире в связи с наличием других народцев, было специальное уточнение от папы «о крещении прочих тварей божьих, разумных, от человека отличающихся»?

2. «табак» - в нашем мире, культура, привезенная из Америки в позднем средневековье, гномы родом из древней Европы. В «условном европейском средневековье», где происходит действие большинства подобных произведений, табака еще нет. Ха, гном курит табак,  это очень интересные вопросы вызывает. Гномы до Колумба открыли Америку? Они наладили торговлю с североамериканскими индейцами? У них есть регулярный канал поставки с другого материка или они занимаются сельским хозяйством? Или это автору лень напрячь голову, придумать персонажам новые вредные привычки?
Ясно даже ежу, автор может написать что угодно, но каждая деталь должна быть органично вплетена в ткань создаваемого им Мира произведения. Пока же подобные слова использованы бездумно, Мир в тексте – картонный. Читатель  подсознательно ловит достоверность декораций на подобных мелких деталях.

Пример два: «эльф, пробежал три километра» или «пятитонная гидра протяжно взвыла» - ошибка в том, что единицы СИ, это достаточно новое изобретение человечества. Оно однозначно сообщает читателю, что в описываемом мире эльфов есть палата Мер и Весов, где хранятся те самые, эталонные метры и килограммы. Более того, приставка «кило-» намекает читателю что у эльфов используется десятичная система исчисления, а оно вам надо? Что у них  прекрасно развита математика и систематизирована прикладная наука, в том числе физика с механикой. Надо вам объяснять, откуда в мир фэнтази пролезли технические науки – пишите «километры», нет у вас там научного способа познания мира, родом из 18 века нашего мира – придумывайте свою систему измерений.

Ну и напоследок, не ленитесь писать числительные прописью. Первый признак графомана, когда художественный текст пестрит: «3 бутылки», «деревня в 40 дворов», «3 ложки и 2 тарелки». Особенно смешно выглядят цифры в прямой речи персонажей, так и представляешь себе, как герой посреди фразы замолкает, достает блокнот, заговорщицки пишет «7» после чего, хитро улыбаясь, продолжает говорить. В большинстве случаев цифры могут быть персонажем прочитаны или написаны. Например вывеска трактира: «12 петухов» - вполне реальна или «Усмехнувшись, он молча протянул обрывок пергамента: - «1000 талеров». – Да за кого он меня принимает?


© Copyright: Миха Тут, 2011
Свидетельство о публикации №21101140458
Миха Тут (http://www.proza.ru/2011/01/14/458) - ссылка на статью
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #3 : 24 Июнь 2011, 20:30:47 »
3. стилистические ошибки начинающих авторов с полным их разоблачением.

Развлекаемся дальше.
(временами, для упрощения понимания принципов, я пишу терминологически неправильные вещи)

Сегодня тема в чем-то очень сложная, в чем-то очень простая: использование в повествовании времен глаголов. Что такое глаголы? Это действие. Через него персонаж соединяется с описываемым миром. Понятно, что в произведении, персонаж не может вообще ничего не делать, т.к. это тоже делание, поэтому глаголы нам всегда пригодятся.

1. Самое простое. Всегда следите за согласованием времени и формы глагола в одной описываемой сцене. Если в первой фразе абзаца у вас: «толпились студенты, ожидаЮщие экзамена перед кабинетом», а во второй, про них же говорится: «студенты, ожидаВшие экзамена толпились перед  кабинетом» – это ляп. Ничего не произошло, а время действия изменилось с «будущего прошедшего» на «прошлое прошедшее».

2. Для описания событий «в развитии» надо использовать различные времена глаголов. Даже не так: ВРЕМЕНАМИ ГЛАГОЛОВ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Если посмотреть внимательней, в большинстве произведений начинающих авторов используются только  прошедшее время в совершённой или несовершённой форме. К чему это приводит? Несмотря на то, что повествование дается от первого лица и действие происходит «здесь и сейчас», читатель зевает, не чувствуя сопереживания. Примеры: «Я шел по улице и увидел толпу ребят. «Гопники!» – подумал я. Потом я побежал от них.», или: «Иду по улице, навстречу ребята, гляжу –  точно гопники. «Буду драпать» – думаю я.». В каком примере описание более «живое»?


3. Непосредственно вытекающее из второго. Автор, используя в повествовании только глагольные формы прошедшего времени, интуитивно чувствует, что текст получается унылым и плоским. Пытаясь это исправить, он щедрой рукой расшвыривает по тексту: «!» или «!?» или даже «...!?». Увы, тем самым, он лечит симптом, не трогая болезни. Как мы все знаем, лечение симптомов ни к чему хорошему не приводит. Так и в рассматриваемом случае, от знаков препинания рябит в глазах, герои не разговаривают, а орут, текст же по-прежнему остается серым и плоским. Редактора шутят: «Первый признак графомана – неспособность закончить предложение точкой».

4. Пользуйтесь в тексте пятью временами:
а) «я буду садиться» – для того что герой собирается делать;
б) «я сяду» - для того что с героем ТОЧНО произойдет;
в) «я сажусь» – для тех событий, которые «прямо щаз» показывает камера оператора;
г) «я сел» – для подтверждения факта, совершённого действия или когда он рассказывает о удачном действии в прошлом. Кстати, в связке с «в», эта форма хорошо подходит для усиления действия;
д) я садился – для демонстрации неудачи героя в совершении действия или когда он рассказывает о прошлом;
В результате ваш текст обретет еще одно измерение.


© Copyright: Миха Тут, 2011
Свидетельство о публикации №21101151060

Миха Тут (http://www.proza.ru/2011/01/15/1060) - ссылка на статью
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #4 : 24 Июнь 2011, 20:31:53 »
4. стилистические ошибки начинающих авторов с полным их разоблачением.

О сопереживании герою, достоверности или чем литература отличается от журналистики.

Обычно, автор художественного текста хочет, чтобы читатель сопереживал героям его произведения, радовался и горевал вместе с ними. Увы, мастерства не хватает. Большинство неумело написанных произведений никаких чувств, кроме скуки не вызывают. Давайте разберемся, почему так получается.

Итак, начнем сначала, если совсем просто, что такое чувства-эмоции? Это физиология, ощущения тела, которые рационализирует наш мозг.

Две вводные:
- Очень важный экзамен, а персонаж не готов. Вот, он подходит к столу с экзаменационными билетами, пульс частит, дыхание спирает, руки трясутся, ноги запинаются, голос экзаменатора доносится сквозь вату, зрение напоминает туннель, в конце которого стол с билетами…. «О!», - осеняет мозг читателя, - «ОН ВОЛНУЕТСЯ!».

- Мойщик окон висит на стене двухсотэтажного небоскреба, меланхолично трет стеклянные стены, размеренно макая скребок в ведро с раствором, говорит: – «я очень боюсь высоты!»

Чьи эмоции читателю покажутся достовернее? Только того героя, у которого  описанные физиологические ощущения совпадают с декларируемым чувством! Читатель всегда подсознательно примеряет на себя описанный набор ощущений и его мозг вычисляет, что, на самом деле, испытывает герой произведения.

Так писать трудно, приходится работать с собственным организмом, пытаясь выследить его ощущения. Запоминать, что же я ощущаю телом в различных жизненных ситуациях? Впоследствии, приходится переводить телесные ощущения на язык слов. Вдобавок, у автора банально может не оказаться необходимого опыта, чтобы достоверно реконструировать чувства, к примеру камикадзе идущего садиться в самолет. Цена высока, но результат себя оправдывает, читатель такого текста, вживается в шкуру вашего персонажа и чувствует вместе с ним.

Начинающим кажется, есть легкий путь, которой сулит результат без особых усилий: вешать на героя ярлык, что он там чувствует, а читатель как-нибудь сам начнет сопереживать.
Все эти картонные: «Сколько можно? – разгневанно сказал он», «Я без тебя не могу. – влюблено сказала она», «Это же стозубый монстр. – испуганно сказал лучник» и т.д. и т.п. – ТУФТА.
«От головы» чувства в человеке не возникают. Попробуйте про себя сказать: «я очень испуган» - как, стало страшно? Нет? А почему?

Ну, а если представить весь набор ощущений тела при испуге? В животе, постепенно возникает тяжелый ком, руки холодеют и начинают дрожать, ноги становятся тяжелыми и прирастают к земле,  постепенно хочется сжаться, стать неприметным и замереть….
Ам!
- Страшно?

То есть, в любом случае, сначала физиологические ощущения, а потом осознаваемые эмоции. Ярлыками ведает журналистика, чтобы читатель очередной макулатуры, упаси боже, не перенапрягся. Журналисту гораздо проще писать ярлыками, думать в таком случае почти не надо, знай, собирай тест, словно из кубиков и получай гонорар.

Так что же делать тому, кто хочет писать литературу?
Работать над словами, описывать, как человек выглядит, что он чувствует, как себя ведет, как двигается, как смотрит, как произносит слова и т.д. Банальное упоминание, что выслушивая, персонаж барабанит пальцами и смотрит в сторону, даст читателю больше, чем абзац прямых подсказок. Надо стараться избегать явных указаний на то, что с героями происходит "внутри", ведь в обычной жизни у нас нет "машинки для чтения мыслей", не так ли?.  Если сделать всё правильно –  текст, станет вызывать сопереживание, а герои оживут.


© Copyright: Миха Тут, 2011
Свидетельство о публикации №21101160996

Миха Тут (http://www.proza.ru/2011/01/16/996) - ссылка на статью
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Kamio

  • Творец
  • *
  • Сообщений: 6167
  • Репутация +190/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #5 : 24 Июнь 2011, 20:39:10 »
О, полезная вещица) благодарю)
Правила Форума (http://literat.su/index.php?topic=1185.0)
Помощь по форуму (http://literat.su/index.php?topic=3451.0)

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #6 : 24 Июнь 2011, 20:41:29 »
Просто по стихам видела полезную тему, а по прозе не нашла. Если есть такая уже, то нужно объединить. А вообще это не мне спасибо, а Михе, который первую главу "Ведущей" мне отрецензировал. Вот я на его статьи и подсела.  ;D Очень наглядно всё объясняет, доступным языком с конкретными примерами.
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Dolly Do

  • Графоман
  • *
  • Сообщений: 1066
  • Репутация +62/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #7 : 10 Июль 2011, 16:31:26 »
Да, мне очень понравилось, познавательно:)
То, что красиво — красиво. Даже когда увядает. То, что мы любим — мы любим. Даже когда умираем.
М. Горький. "Утро"

Оффлайн Reagan

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 25
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #8 : 26 Июль 2011, 15:56:58 »
Спасибо большое за интересные статьи! В жизни пригодится :)
All to be the master of the wind (c)

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #9 : 26 Июль 2011, 16:24:36 »
Рада, что статьи оказались полезными не только мне.  :)
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Katarina

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 26
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #10 : 26 Ноябрь 2011, 21:52:03 »
спасибо)

Оффлайн Ева Райер

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 112
  • Репутация +1/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #11 : 10 Январь 2012, 19:59:41 »
круто)) много полезного)) местами смеялась) и узнала новенького и настроение улучшила)
Они слепы ровно целую жизнь

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #12 : 18 Февраль 2012, 00:07:10 »
Уроки мастерства. Избавляемся от сорняков в тексте
Автор: Инна Криксунова (http://www.proza.ru/avtor/innakrik&book=2#2)

Сегодня мы будем бороться с сорняками в тексте. А их, слава богу, хватает!

Среди часто встречающихся сорняков — притяжательные местоимения: «свой», «мой», «твой», «его» и пр. Во многих случаях они являются лишними.

Когда начинающий автор хочет написать о герое: «Он сунул руку в карман», то обязательно уточнит: «Он сунул руку в свой карман». Надо же какой молодец — не стал шарить по чужим карманам, в СВОЙ полез!

Или если автор хочет написать, что герой кивнул, то непременно уточнит: «Он кивнул своей головой». А то еще круче: «Он кивнул своей головой в знак согласия».
Но это еще не предел! Бывают и такие перлы: «Он кивнул своей собственной головой в знак согласия, подтверждая сказанное».
Не лучше ли просто написать: «Он кивнул» или хотя бы: «Он кивнул головой»?
Коротко и ясно. И текст не перегружается.

Еще пример (предположим, из дамской книги):
«Представьте, что вы сидите в шезлонге на лужайке перед СВОИМ собственным домом. На соседнем шезлонге — ВАШ любимый мужчина. Слева — песочница, в которой играет ВАША дочурка. Справа — беседка, где ВАШ старший сын сидит со СВОИМ ноутбуком и готовит СВОЮ конкурсную работу по математике. Послезавтра вы всей СВОЕЙ семьей улетаете отдыхать на Мальдивы. Перед этим нужно многое успеть: ВАШ муж должен дать распоряжения на СВОЕЙ фирме, чтобы во время его отсутствия дела шли нормально. Ему также придется съездить в СВОЙ банк и распорядиться насчет ВАШИХ счетов. Еще надо попросить СВОИХ помощников отогнать на станцию техоблуживания ВАШИ автомобили, чтобы к ВАШЕМУ возвращению все было в порядке…».

А теперь попробуем убрать все эти «свои», «твои», «мои». Выкинем этих «свояков», чтобы не мешали! Конечно, фанатизм здесь не нужен, некоторые притяжательные местоимения можно оставить. Главное, чтобы не было ЛИШНИХ.

Вот что получилось:
«Представьте, что вы сидите в шезлонге на лужайке перед собственным домом. На соседнем шезлонге — любимый мужчина. Слева — песочница, в которой играет дочурка. Справа — беседка, где старший сын сидит с ноутбуком и готовит конкурсную работу по математике. Послезавтра вы всей семьей улетаете отдыхать на Мальдивы. Перед этим нужно многое успеть: муж должен дать распоряжения на фирме, чтобы во время его отсутствия дела шли нормально. Ему также придется съездить в банк и распорядиться насчет счетов. Еще надо попросить помощников отогнать на станцию техоблуживания ваши автомобили, чтобы к возвращению все было в порядке…».

Текст стал лучше, правда? Уверена, что вы тоже это заметили.
 
Итак, безжалостно убирайте из текста сорняки. Поверьте, от этого он станет лучше и легче для восприятия!
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #13 : 18 Февраль 2012, 00:15:06 »
Уроки мастерства. Глаголы и прилагательные
Автор: Инна Криксунова (http://www.proza.ru/avtor/innakrik&book=2#2)
УРОК ТРЕТИЙ


ГЛАГОЛЫ

Роль глаголов — двигать действие, придавать ему энергетику.
«Пошел, сказал, сделал, поздоровался, повернулся, ответил, выстрелил, упал, встал» и т. д.
Если вы хотите, чтобы текст был динамичным, чтобы в нем было действие, используйте как можно больше глаголов.

Эрнест Хемингуэй шутливо говорил, что предложение должно состоять только из сказуемого и подлежащего. Конечно, это преувеличение, в текстах Хемингуэя были и другие слова. Но смысл понятен, и сам писатель тоже старался следовать этому правилу.

В наше время большинство читателей хотят видеть действие. Время у нас такое: быстрей, быстрей! Издатели требуют: «Дайте нам сюжет!». Глаголы в этом помогают. Чем больше в тексте глаголов, тем легче двигать сюжет.
Посмотрим пример (придумала для наглядности):

«Александр вышел из дома. Обернулся, поднял голову на окна и проверил, не смотрит ли жена. Затем направился к машине. Оглядел ее со всех сторон, убедился, что все в порядке. Открыл машину, сел, устроился удобно, повернул ключ в замке зажигания. Когда мотор завелся, Александр нажал на педаль газа и тронул машину с места.
Затем включил приемник, поискал нужную волну и нашел веселую музыку. Выехав за пригородную трассу, увидел, что, к счастью, она сегодня не загружена. Он прибавил скорость, включил музыку погромче и помчался в сторону Николаевки».

Используйте глаголы, это поможет вам двигать сюжет!


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

К ним надо относиться осторожно, об этом я уже говорила.
«Красивая, грустная, нарядная, глупая, неинтересная, отвратительная, замечательный, сладкий, завораживающий, неприятный, кошмарный, приторный» и т. д.

Прилагательные, в основном, описывают чувства, которые испытывает автор по отношению к персонажу или действию. А это мало кому интересно.
Читатели сами в состоянии дать определение герою или ситуации. Для этого лишние авторские эпитеты им не нужны.
Посмотрим пример (взят из произведения, опубликованного на ПрозеРу):

«Разворачивающиеся в бесформенных глубинах склубившихся под тонким стеклом неба наэлектризованных туч грозовые помехи набирали угрожающие обороты и волной трепетной дрожи прокатывались над миром Чужих Огней. Искаженное небо накренялось над крышами серых домов спального района под немыслимыми углами. И, задетое антеннами совершенно нелепых форм, оно осыпалось на мокрый грязный асфальт водопадом острых осколков. Оставляемые на частоте информационного беззвучия рваные рубцы бесцветной боли разрывали виски оглушающим отчаяньем».

Отрывок перегружен прилагательными по самое некуда, согласны? Читать сложно, понять — тем более.

А теперь попробуем убрать отсюда лишние прилагательные:
 
«Разворачивающиеся в глубинах неба грозовые помехи набирали обороты и волной прокатывались над миром Чужих Огней. Небо накренялось над крышами домов спального района. Задетое антеннами, оно осыпалось на мокрый асфальт водопадом осколков. Рубцы боли разрывали виски отчаяньем».

Ну как, текст стал лучше? Несомненно. По крайней мере, теперь стало понятно, о чем речь. А раньше смысл тонул под нагромождением прилагательных.

В наше динамичное время прилагательные лучше использовать по минимуму. Слишком уж большой объем информации приходится нам переваривать. И когда, читая текст, увязаешь в потоке прилагательных, так и хочется воскликнуть: «Эй, рассказывай дальше! Не размусоливай, и так понятно!».

Старайтесь использовать прилагательные только там, где это, действительно, необходимо. Это сделает ваш текст более легким для восприятия и прибавит вам читателей!

Добавлю к уроку также комментарий, прочитавшего.
Цитировать
Инна, Вы правы, что во всем хорошо иметь чувство меры.
Именно поэтому сложно согласиться с Вашим первым призывом по поводу глаголов: их тоже должно быть в меру. Более того, перегруз глаголами делает предложение не менее тяжеловесным, чем и перегруз прилагательными. Во всем должно быть разнообразие. И глаголы лучше заменять причастными и деепричастными оборотами, тогда будут и действия, о которых Вы говорите, и отсутствие т.н. "гусениц", т.е. идущих друг за другом глаголов, приведенных в Вашем первом примере.
Кстати, перечисление ненужных и понятных по логике вещей действий излишне - оно утомляет, не добавляя смысла.
Говорю об этом как редактор, корректор и издатель книг.
С уважением,

Ивушка
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #14 : 18 Февраль 2012, 00:19:08 »
Рейтинг слов-паразитов.

Автор: Константин Бочарский (http://mediapedia.ru/2009/07/20/bez-nix-tekst-stanet-luchshe-rejting-parazitov/)

Покопавшись в памяти, учебниках, заметках коллег и наставлениях великих, составил топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше.

1. Слово «очень».
Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений. Улучшаем фразу и вашу репутацию.

2. Притяжательные местоимения
Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.

3. Канцеляризмы
Наличие в тексте слов «данный», «осуществлять» — верный признак, что вы пишите плохой пресс-релиз, а не заметку.
Повелитель канцелярщины – слово «является». Отлично заменяется на тире.

4. Бюрократический жаргон
«Изменение структуры занятости» скорее всего означает массовые увольнения, облавы на призывников – «мероприятиями по обеспечению явки», а «несанкционированный отбор газа из ГТС для технологических нужд» — тырить газ.
Да, и вот еще: «приступил к осуществлению начала старта» означает «начал».

5. Псевдо профессиональная терминология
Вместо «атмосферные осадки» пишем «дождь», вместо «денежные средства» — «деньги».
Сотрудники Росгидрометцентра и аудиторы будут настаивать. Не поддавайтесь.

6. Многословие
«Ненужные слова опускать», Уильям Стрэнк, «Элементы Стиля». Правило семнадцать в главе «Принципы композиции».
Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркиваем.
Ну, и, соответственно, «Если без этого текста…»

7. Назидательность.
Лучшая позиция для автора: «равный читателю». Никто не хочет, чтобы его поучали, мало того, чаще всего у рассказчика нет на это никаких оснований.

8. Заигрывание.
Самые ужасные тексты – те, в которых старательно шутят.

9. Пассивный залог
«Это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно». Стивен Кинг.

Предположим, кто-то помер на кухне, но оказался в другом месте. «Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной» – так вполне можно было написать. Но мне больше нравится так: «Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили его на диван». Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же черт его дери, мертвое! Что, трудно до этого допереть?
Пассивный залог – это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно. Как вам такое: «Мой первый поцелуй всегда будет вспоминаться мной как время, когда был начат наш роман с Шайной». Выразить ту же мысль куда проще, приятнее и сильнее можно так: «Наш роман с Шайной начался с первого поцелуя. Я его никогда не забуду».

10. Наречия при глаголе.
«Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу? А если не видно разницы, зачем платить больше?

11. Качественные прилагательные.
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. «Высокая башня», «богатый человек», «качественный контент», «известный консультант». Насколько «высокая» и «богатый»? Не оцениваем, а измеряем. «Башня была высотой с
семнадцатиэтажный дом» или «помимо особняка в центре столицы ему принадлежит
вилла на берегу Черного моря».

12. Слово «качественный»
Я знаю одну компанию, занимающуюся стартапами в Интернете, в которой менеджерам запретили использовать словосочетание «качественный контент». Это буквально изменило их жизнь. Теперь им и правда пришлось заботиться о том, чтобы на самом деле объяснять идеи своих проектов.
Видимо следующие на очереди – производители продуктов питания. Что кроется за фразой «качественные пельмени»?

13. Субстантивы
Отглагольные существительные с окончанием «-ние»: «делание», «рисование», «движение». Отвратительно, не правда ли?
Заменяем на глаголы. «Завершение» и «завершил».

14. Повторяющиеся слова
«Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.

15. Присоединенные глаголы
«Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение» vs «участвовать», «заявить», «решить».

16. Запятые
Точка – лучший знак препинания.

Ну и последнее:

Правила можно нарушать. Но если только твердо уверен, что пишешь хорошо. Если не уверен, то лучше следовать правилам.
Уильям Странк, мастер риторики
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2012, 00:41:58 от Зима »
***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн lika112

  • Блудный попугай
  • Нарратор
  • *
  • Сообщений: 929
  • Репутация +57/-0
  • Пол: Женский
  • Юлия Камень
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #15 : 18 Февраль 2012, 10:18:25 »
Да, да, да! Несомненно полезные статьи.
Кстати на прозе статью Инны мне довелось читать и запомнилась она очаровательным примером "из дамской книги")) как ни странно, но тогда мне стало лень исправлять кардинально миниатюры, старалась избегать только ужасных повторов) теперь всё - буду работать.

еще хочется сказать спасибо автору Миха Тут. на самом деле - просто, понятно, доступно и с улыбкой. автор, прости что мне лень идти по ссылке

Зима, спасибо за полезные статьи  :good:

Оффлайн softranger

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 58
  • Репутация +1/-0
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #16 : 18 Февраль 2012, 13:41:01 »
Советы кажутся чем-то само собой разумеющимся, но проверить свои тексты не мешает. Но почему-то кажется, что следование большинству этих советов должно быть интуитивным, автоматическим. Т.е. текст или глотается легко или не глотается.

PS. А здесь всегда так малолюдно? Впечатление, что спящий на книгах кот выбран в качестве символа сайта не случайно. Или так на всех литературных форумах?

Оффлайн Dolly Do

  • Графоман
  • *
  • Сообщений: 1066
  • Репутация +62/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #17 : 18 Февраль 2012, 14:01:58 »
Меня немного смутил этот совет:
10. Наречия при глаголе.
«Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу? А если не видно разницы, зачем платить больше?
Мне кажется первый вариат звучит намного лучше и плавнее, и я не думаю, что наречия засоряют текст.
А со всем остальным согласна) Ушла перечитывать ::)
То, что красиво — красиво. Даже когда увядает. То, что мы любим — мы любим. Даже когда умираем.
М. Горький. "Утро"

Оффлайн Зима

  • Легенда
  • *
  • Сообщений: 3446
  • Репутация +108/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #18 : 18 Февраль 2012, 16:19:13 »
Цитировать
Мне кажется первый вариат звучит намного лучше и плавнее, и я не думаю, что наречия засоряют текст.
Согласна. Если убрать всю так называемую "воду", то получится газетная статья, а не художественное произведение. Правилам надо следовать, но не до фанатизма.))

Цитировать
Но почему-то кажется, что следование большинству этих советов должно быть интуитивным,
Не согласна. Когда писатель - любитель, а не профи, то он в первую очередь описывает задуманный сюжет. Или, в моём случае, то, что вижу. Я не задумываюсь о каждом отдельном слове. Пишу, как говорю. А потом килотонны мусора вычищаю.
Интуитивно следовать всем вышеприведённым советам может только тот, у кого писательство поставлено на поток.)) Тогда да, автоматом игнорируются и слова-паразиты и прочий хлам в виде кучи лишних слов.
Цитировать
PS. А здесь всегда так малолюдно? Впечатление, что спящий на книгах кот выбран в качестве символа сайта не случайно. Или так на всех литературных форумах?
Для меня лично здесь вполне достаточно людей, с которыми можно общаться.  :) Давно не была, но вчера вечером было довольно людно, на мой взгляд. На некоторых форумах и того меньше.

***
Блондинки не боятся проблем, это проблемы боятся блондинок. Когда блондинки начинают решать проблемы, то проблемы появляются у проблем!
***
Включила дуру. Выключить не могу! День не могу. Второй не могу. А потом смотрю… жизнь-то налаживаться стала!
***

Оффлайн softranger

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 58
  • Репутация +1/-0
    • Просмотр профиля
Re: Полезные советы начинающим авторам
« Ответ #19 : 18 Февраль 2012, 18:16:07 »
Для меня лично здесь вполне достаточно людей, с которыми можно общаться.  :) Давно не была, но вчера вечером было довольно людно, на мой взгляд. На некоторых форумах и того меньше.

Если имеются ввиду гости, то это я вчера на украинском виндсерферском форуме пару ссылок выложил. Так что насчет массовости не обольщайтесь :) Сонное царство.