Автор Тема: Системы рифмовки  (Прочитано 2516 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Kamio

  • Творец
  • *
  • Сообщений: 6167
  • Репутация +190/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Системы рифмовки
« : 09 Март 2016, 00:31:01 »
Системы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.


Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.


Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.


И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.


В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
Правила Форума (http://literat.su/index.php?topic=1185.0)
Помощь по форуму (http://literat.su/index.php?topic=3451.0)

Оффлайн Drednout

  • Заинтересованный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Репутация +2/-0
    • Просмотр профиля
Re: Системы рифмовки
« Ответ #1 : 10 Март 2016, 07:51:12 »
Да! И надо заметить что в этой школе так никто ничего и не понял толком..)))
Когда инструкция путанная, не на то акцентирует внимание и сама противоречит себе же, можно научиться или разобраться?

Сначала строка, потом "поток" - его реперы со стихом путают. Потом уже стих, а ему нужна формочка, если он создаёт некий законченный узор, как сюжетом так и звучанием.

Набирается он репликами. Вот, рифмовка АВАВ - это две одинаковые строки, но набранные разными словами, чтобы сюжет продолжался. И идут они так -

текст А (1/2 паузы) текст В (целая пауза)
текст А (1/2 паузы) текст В (целая пауза)

Только строчки разбиты по рифме в отдельные строки.

А рифмовка АВВА - это тоже две строки, но только вторая перевёрнута наоборот отрезками.

Существуют способы, где один блок - это одна строка, а второй блок - вторая, вместе эти два блока - условная формочка и рифмы может быть там от 3 до пяти пар..)) Я не смеюсь! Это очень длинная версия "баладовой строки". Хотя, её пытаются чаще применять и на очень коротких отрезках.
И какая же там схема срифмовки?

Вверху придуманы названия на способы срифмовки двух строк только статической рифмой, которая находится на концах реплик. Потому, что ААВВ -только куплетом они написаны условно, их надо писать в два куплета по две строчки. Это короткие "двоечки". Хотя, смысл-то не в написании?

Что касается способа срифмовки в узор. Статические концы рифмуются между собой всегда одинаково, только отрезки должны соответствовать друг другу длиной и ударениями, чтобы рифма сработала.
В длинных строках же используется перехлёст, поддержка через шаг - из-за длины.

А вот, внутри куплета есть и интересней варианты, когда статическая рифма рифмуется с динамической. ТАм можно и добавлять (и заменять) перкидками и связками. Ну, при четырёх-то возможных точках рифмовки на длину одной реплики?
Допустим, вот так - Крестиком - две динамические перекидки и обычная "догонка" до куплета

Линялая лента дней движется косо
С откоса отжившего с ней континента,
Себя рекламируя сладкоголосо,
Дела подбивая до пенни и цента..

Такая схема, примерно, -

текст (динамика В) текст (статика А)
(динамика А) текст, текст (статика В)
текст, текст (статика А)
текст, текст (статика В)

И так далее..  :pioneer: