Анри Матисс. Танец*Если кого-либо заинтересуют мои заметки по истории искусства ХХ века (модернизм), я продолжу.Сразу замечу, что частично использовала различные источники по истории, теории, философии, психологии искусства. Я собрала шикарную библиотеку! Книги по искусствоведению, качественные, прекрасно иллюстрированные, очень дорогие,не каждый может их себе позволить. Кроме того, я не списывала информацию, книги "подсказывали" мне, в каком направлении двигаться. К тому же, я посещала выставки Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича и т. д., видела их картины воочию, конечно, увиденное очень впечатлило меня, эмоции переполняют!
Дам определение некоторым терминам.
Модернизм – направление в искусстве xx века, характеризующийся разрывом с предшествующим историческим опытом.
Авангард – обобщающее название течений в искусстве xix и xx веков. Характеризуется экспериментальным подходом к творчеству, выходящим за рамки классики, с использованием новаторских средств.
Фовисты – были первой реально оформившейся художественной группой нового века. Их главным девизом стало суждением о том, что «точность не есть правда».
Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Он воспринимался как центральное событие художественной жизни Парижа, даже на официальном уровне.
Там состоялось первое совместное нашумевшее выступление «диких», “Les fauves”, по меткому замечанию критика. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». (Donatello parmi les fauves).
Фофисты созидали некий новый мир, импульсивный и для непривычного взгляда хаотичный, где царствовала не столько преображення реальность, сколько овеществленная в красках фантазия художника.
К отличительным чертам фовистов принадлежат динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной сфере. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота, яркость, контрастность цветов, сопоставление хроматических (цветных) плоскостей. Дополняет образ острота ритма.
Для
фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям, при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Анри Матисс. Женщина в шляпеБезусловным лидером течения (фовизм) является
Анри Матисс.
Среди картин Матисса была представлена «Женщина в шляпе», написанная мощными, широкими, словно пульсирующими пятнами открытых и дерзких цветов. В какой-то мере стала эпиграфом выставки. Недаром этот холст был замечен и куплен Гертрудой Стайн, литописцем художественного Парижа тех времен.
Оглушающая мощь цветовых пятен (на первый взгляд не связанных между собой), создает удивительную архитектонику образа.
Анри Матисс. Роскошь, тишина и негаАрхитектоника – построение художественного произведения. Чаще употребляется в значении «композиция». Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимосвязь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство.
Фовисты заявили о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись.
Участники выставок: Анри Матисс, Андре Деррен, Альбер Марке, Морис де Вламинк, Жорж Руо и др.
Андре Дерен. ЛодкиАндре Дерен. Деревья в КоллиуреМорис де Вламинк. Сады в ШатуМорис де вламинк. Пейзаж около Шато