Автор Тема: Поэзия сегодня  (Прочитано 6354 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Димко

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация +0/-0
    • Просмотр профиля
Поэзия сегодня
« : 21 Май 2009, 22:24:28 »
Поэзия сегодня

Одна за другой появляются протестные статьи о поэзии, самими поэтами (а кому еще дело?) и пишущиеся: то Д.Кузьмин все испортил, потому что расположил через запятую «великих» и «ничтожных», напустил юной поэтической мошкары, которая оккупировала все огоньки в избушках, при которых одинокие читатели уже и не читают, а только от назойливых насекомых отмахиваются и вешают таблички: «Стихов не читаю». В результате, тиражи поэтических книг стали ничтожны и даже эти ничтожные плохо раскупаются. Между тем пресловутый Кузьмин (за ним и другие, кураторов теперь много, первым был Руслан Элинин), напротив, делал все посильное, чтоб ныне пишущиеся стихи читали, слушали, знали.

Только «смерть поэзии» наступила повсюду, у нас – позже, чем в Европе. Во Франции последние два поэта, стихов которых ждали, – Рене Шар и Жак Превер. Ждали не стадионы, не массы (о которых напрасно мечтает В.Емелин: Е.Евтушенко собирал стадионы не потому что поэт, а потому что «левый», но разрешенный и не просто - член официальных советских делегаций, президентам ручки жал! Ну и время массовок, голод на слова, вертикаль власти, создававшая из стихов и песен идеологический культ. «Хотят ли русские войны?» - Конечно, нет. «Но наш бронепоезд…». «Я люблю тебя, жизнь» - пазитифф, как сказали бы ныне. «Несмотря на отдельные недостатки» - Бабий Яр, типа). Ждали десятки тысяч – им тогда стихи казались самым удобоваримым жанром: коротко, душевно. Быстрый клик – и порция слов усвоилась. Бодлер умер бы от зависти этому послевоенному, когда жизнь начала налаживаться, всплеску любви к поэзии. А потом – как отрезало. В середине семидесятых. Когда потянуло на интеллектуализм, а от порывов десятки тысяч cтали удалятся. В 80-е хотели, прежде всего, вещественного: новую чудо-технику, смену дизайна. На парижских помойках валялись работающие, но морально устаревшие холодильники и стиральные машины. Читать перестали. То есть каждый почитывал себе что-нибудь, но общее «читательское поле» порастало лебедой.

Государство французское стало делать усилия: ежегодная ярмарка поэзии, le Marche de la Poesie, выдача денег на издание современной поэзии, стипендии, гранты, бесчисленные премии поэтам, поэтических фестивалей – не счесть. В 90-е все это так и функционировало. Безо всякого Кузьмина поэтов стало на два порядка больше, то есть, вместо десяти – тысяча. Группки, друг друга не знающие, а знающие, так презирающие, гонору у каждого – на сто Верленов. Один мне хвастался (он на радио вел поэтическую передачу, писал для рок-музыкантов – поставил себе целью любой ценой стать любезным народу, мечтал если не о стадионах, то о больших концертных залах), что суммарные тиражи его книг больше, чем тираж всех прижизненных книг Верлена. На моих глазах, в середине 90-х, поэзию начисто убрали из телевизора (и было-то с гулькин нос), закрыли поэтическую передачу на радио «Культура», перестали выходить некоторые поэтические журналы, но все же поэты продолжили свое существование. Был в Париже один очень хороший поэт, Герасим Лука (эмигрант из Румынии, писавший по-французски). В 70 лет пошел и утопился в Сене, оставив записку: «Я не хочу жить в мире, где больше нет поэзии». Это было в феврале 1994 года.

Я делала антологию современной французской поэзии в те годы, в связи с чем опрашивала разных людей: «Кого из ныне живущих поэтов Вы любите?». Не только не любили – не знали ни одного имени. С вопросами я приставала не к «массам», понятно, а к журналистам, пишущим о культуре, и «читающей интеллигенции». Спрашивала про старых и заслуженных, про молодых и дерзких, про «звуковых поэтов», устраивавших регулярные перформансы, да и про просто поэтов, на чьи чтения ходила. Не слышали ни об одном. Только сами поэты (среди них и издатели стихов, и устроители фестивалей) интересовались друг другом, и внутривидовая борьба была острой, не знаю, как теперь. Борьба вроде ни за что – не за деньги, не за славу, а однако ж. Читательское поле ожило внезапно – с появлением «Элементарных частиц» Мишеля Уэльбека. Тогда прочли и его стихи, которые до тех пор он упорно писал в пустоту. Книжки выходили, но ни одна поэтическая тусовка его не поддерживала.

Сами французские стихи в жизни без постороннего - читателя, точнее, поклонников, - тоже изменились. Была такая версия, что поклонника поэзии сгубил верлибр (рифмованные стихи остались только в рекламе, ну так и Превер – верлибр). Жак Рубо даже написал целую книгу александрином, самым классическим из стихотворных размеров, но это не помогло. Пробовали всякое – а в ответ тишина. И стали стихи «унылым говном». Вчерашние стихочеи вдруг перестали понимать, где хорошие, где плохие, и в чем отличие. Если стихов не было бы совсем – этого никто бы не заметил, мир не рухнул бы, а главное, в своем дальнейшем строительстве (или на пути к своему разрушению) мир стал вовсе обходиться без стихов. Те, кто двадцать лет назад держали у изголовья томик Мандельштама, Цветаевой, Пушкина – ну хоть кого-нибудь, уже не держат. Всё романы да мемуары выискивают по книжным.

В России поэзия все еще живет. Не светит, не греет, но временами жжет, прикалывает, утешает. Разговаривала днями с Леной Петровской (философ, культуролог, издатель философского журнала «Синий диван», всегда интересовалась поэзией. Если кто интересуется – проверено – сам пишет. Она - тоже, но скромно, для себя). Она как раз прочла большую поэтическую антологию и говорит мне: «Недостаток всех этих новых поэтов – отсутствие месседжа». Бывает, добавлю, и наоборот: месседж, который необязательно окружать набором стихотворных строк (хрестоматийное «Уберите Ленина с денег», например – к чему тут дополнения?).
« Последнее редактирование: 11 Май 2010, 01:47:49 от Крайсли »

Оффлайн d-lity

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 260
  • Репутация +8/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Поэзия сегодня
« Ответ #1 : 24 Май 2009, 06:09:11 »
Статья, бесспорно,наполнена эмоциями,а с выводом по поводу того самого "месседжа" я абсолютно согласен.
Но,задумайтесь,только ли на упадок поэзии делать акцент? А как же проза? У кого из нынешних писателей можно прочесть что-то стоящее читательского внимания? Качество есть,но в микроскопическом варианте.
Почему подростковая масса плохо знает,или не знает и вовсе,писателей и поэтов? Виной всему популяризация.Да,посмотрим на мир реально.Мы живем в капиталистическом мире,как бы мы сами не стремились это отвергать, а потому товаро-денежные отношения есть механизм существования.У нас классовое общество.Верхушка,пусть и небольшая,занимает почти все пространство.Как результат мы получаем низкий уровень жизни населения.Это относится ко всем странам.Как это связано с творчеством?Напрямую! Реклама и СМИ диктуют нам то,что надо читать и смотреть.В кризисное время,не только с экономической точки зрения, немного, кто задумывается о высоких материях.Поэтому легкое чтиво сейчас как раз на пике.Поэзией увлекаются подростки от13 до 20 лет.Это понятно,т.к. у них идет возраст самоопределения.Но,как правило,в их творчестве нет никакого посыла,просто спонтанные эмоции.С 30 и далее лет люди увлекаются творчеством в связи с тем,что к этому периодуони уже должны составить свою ячейку-семью,или утвердится в своей жизни.Десятилетний промежуток,взятый,конечно,условно,нужен как раз для поиска личного места в мире,утверждения себя как личности.
Главную роль во всем играет образование.Нет,не то,какое дают сегодня в наших школах,хотя именно стремление к саморазвитию должно закладываться в этом месте.Духовное образование-вот что влияет на личностно-качественную оценку индивида.Вот когда у нас будет такая оценка повыше,тогда и будет духовный подъем.
Скажем так,и родители обязаны прививать любовь к чтению, а не выкидывать ребенка только на школьное попечение.
Я сам в поэзии не смыслю,но иногда просто нуждаюсь в прочтении чего-нибудь короткого, красиво переданного.Тогда я беру Роберта Бернса,Байрона,Пушкина и Державина.Но не о моих вкусах сейчас речь))
P.S. В философии,кстати,в мире тоже тупик.Никаких серьезных открытий-одна эклектика и демагогия.И список можно продолжить.
« Последнее редактирование: 24 Май 2009, 06:16:02 от d-lity »