Форум Творчества
Форум Творчества
Пожалуйста,
войдите
или
зарегистрируйтесь
.
1 час
1 день
1 неделя
1 месяц
Навсегда
В теме
В разделе
По форуму
Новости:
Портал
Помощь
Поиск
Вход
Регистрация
Форум Творчества
»
Учебники, мануалы и информация
»
Литература - понятия и жанры
»
Прописываем героя
« предыдущая тема
следующая тема »
Печать
Страницы: [
1
]
Вниз
Автор
Тема: Прописываем героя (Прочитано 3555 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Mari-Mari
Решительный
Сообщений: 48
Репутация +5/-0
Пол:
Прописываем героя
«
:
13 Март 2012, 23:08:20 »
Прописываем героя
Героем
художественного произведения может быть кто угодно — от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих — то есть имеет такие человеческие признаки, как
характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее
и т.п. Если ваша героиня отличается лишь «бархатистой кожей» и «упругостью форм», то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина. ( заметьте, пункт, наиболее типичный для подростковых произведения, в том числе это один из тех паразитов, терзающих Прозу на Дриме)
Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете «удержать». В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два.
Считается, что оптимальное количество главных героев в жанровом романе — три человека.
Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему.
Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями.
Три — в самый раз.
Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.
Когда читатель всем сердцем принимает главного героя, он испытывает
симпатию
(одобрение и сочувствие) и
эмпатию
(легко представляет себя на его месте). Кроме того, читатель отождествляет себя с героем: у них одни цели и одни надежды.
Для того, чтобы это произошло, главный персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот, Штирлиц — всех этих и других запоминающихся персонажей объединяет следующее:
достоверность
— они описаны так, что читатель словно воочию видит их (этому зачастую сильно мешают наличествующие у героя фиолетовые волосы и глаза разного цвета, при том, что не отражены ни привычки, ни характер персонажа)
уникальность
— автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой
(авторы, уникальность не рано абсурд. Можно приделать персонажу лисий хвост и рога, наделить его всевозможными умениями, но при этом он не станет уникальным. То же самое относится к бесконечным недовампирам типа Эдварда Каллена. Помните, у Раскольникова не было клыков и крыльев, зато у него был топор и сверхидея, что и сделало его уникальным персонажем в мировой литературе)
привычки
, слова и стиль поведения героев хочется копировать.
Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение; причем речь необязательно идет о положительном герое. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию «другого я» уже не хочется отпускать.
Архетипы героев
Мужские
Начальник
— все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести Дона Корлеоне из «Крестного отца»» М. Пьюзо.
Плохиш
— умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество зачастую осуждает его и обвиняет во всех смертных грехах: Плохиш никогда не оправдывается и никого не пускает в свое сердце. Он рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.
Лучший друг
— стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.
Очаровашка
— креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И.Ильфа и Е. Петрова.
Потерянная душа
— живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.
Профессор
— весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.
Искатель Приключений
— не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Ройала» Яна Флеминга.
Воин
— благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Обычно мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.
Женские
Начальница
— требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.
Соблазнительница
— умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.
Отважная девчонка
— цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.
Безбашенная
— эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла.
Белая и Пушистая
— наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.
Библиотекарша
— умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
Крестоносец
— борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: Ульяна Громова и другие молодогвардейцы.
Утешительница
— может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.
Архетип бывает
чистым
, а бывает
смешанным
, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.
Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважная девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.
!!!Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.!!!
Штампы героев
Напарник героя
— не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя. (Непременный атрибут любого героического фэнтези, типичный пример - Лютик из "Саги о Ведьмаке")
Любимая крутая женщина
— у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце. (В фэнтези - over 9000. Все Мэри Сью фэнтезийного мира и кинематографа последних лет)
Мудрец
— в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления. ( Персонажи разряда Гэндальфа и Мерлина, а так же всевозможные духовные наставники и учителя, которые все знают, но ничего не говорят)
Жулик
— второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден. ( хотя в героическом фэнтези в итоге может перейти на сторону героя, оказаться благородным человеком, исполненным высоких чувств)
Оружейник
— тот, кто дает герою оружие против врагов.
Волшебный помощник
— в народных сказках эту роль выполняли Трое-из-ларца, золотая рыбка, серый волк. В современной прозе роль волшебного помощника играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.д.
Старенькая мама
— простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение.
Женщина-стерва
— по началу она ругается с ГГ, а потом влюбляется в него.
Роковая женщина
— предлагает любовь, но связь с ней неизменно заканчивается бедой.
Предатель
— притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя. ( весьма и весьма распространенный штамп, чаще всего мотивы предательства у молодых авторов оказываются настолько мелочными, что в них не веришь совсем, либо отсутствует вообще какая-либо мотивация)
Ложный кумир
— по началу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит.
Злодей, которому нужна власть над миром.
( клоны "Властелина Колец" и других примеров эпического фэнтези, кроме того, фантастические злодеи типа Доктора Зло из всяческих комиксов)
Глупые помощники злодея
— комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть ГГ даже вдесятиром.
Из фольклора в литературу перескочили следующие клише:
Большой и сильный = простоватый
Старый = мудрый
Ребенок = беззащитный, положительный
Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство
Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик
Стражник, охранник = туповатый
Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный
Человек в очках = хилый, слабовольный
Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни
Красивый = хороший
Уродливый = плохой
(
Кстати, старайтесь не перенаселять красавцами и красавицами. В реальной жизни их очень мало
)
Точно так же, как с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами.
Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет «плохой», а другая «хорошей» по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.
Записан
lika112
Блудный попугай
Нарратор
Сообщений: 929
Репутация +57/-0
Пол:
Юлия Камень
Re: Прописываем героя
«
Ответ #1 :
26 Март 2012, 14:49:01 »
очень интересно)
"авторы, уникальность не ра
в
но абсурд."-опечатка
Спасибо за полезную и интересную тему.
буду учиться.)
Записан
olia
Читатель
Сообщений: 3
Репутация +0/-0
Re: Прописываем героя
«
Ответ #2 :
18 Июнь 2012, 21:12:29 »
Спасибо, очень познавательно, именно это я давно искала)))
Записан
Лифария
Завсегдатай
Сообщений: 269
Репутация +4/-0
Пол:
Re: Прописываем героя
«
Ответ #3 :
11 Ноябрь 2017, 18:49:33 »
Весьма интересно. Что касается меня - у меня порой выходит несколько вышеописанных типов в одном персонаже
.
Записан
Печать
Страницы: [
1
]
Вверх
« предыдущая тема
следующая тема »
Форум Творчества
»
Учебники, мануалы и информация
»
Литература - понятия и жанры
»
Прописываем героя
Вверх
Вниз