Автор Тема: Прописываем героя  (Прочитано 3526 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mari-Mari

  • Решительный
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация +5/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Прописываем героя
« : 13 Март 2012, 23:08:20 »
Прописываем героя

Героем художественного произведения может быть кто угодно — от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих — то есть имеет такие человеческие признаки, как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п. Если ваша героиня отличается лишь «бархатистой кожей» и «упругостью форм», то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина. ( заметьте, пункт, наиболее типичный для подростковых произведения, в том числе это один из тех паразитов, терзающих Прозу на Дриме)

Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете «удержать». В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два.

Считается, что оптимальное количество главных героев в жанровом романе — три человека.
Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему.
Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями.
Три — в самый раз.

Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.

Когда читатель всем сердцем принимает главного героя, он испытывает симпатию (одобрение и сочувствие) и эмпатию (легко представляет себя на его месте). Кроме того, читатель отождествляет себя с героем: у них одни цели и одни надежды.
Для того, чтобы это произошло, главный персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот, Штирлиц — всех этих и других запоминающихся персонажей объединяет следующее:

  • достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их (этому зачастую сильно мешают наличествующие у героя фиолетовые волосы и глаза разного цвета, при том, что не отражены ни привычки, ни характер персонажа)

  • уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой
    (авторы, уникальность не рано абсурд. Можно приделать персонажу лисий хвост и рога, наделить его всевозможными умениями, но при этом он не станет уникальным. То же самое относится к бесконечным недовампирам типа Эдварда Каллена. Помните, у Раскольникова не было клыков и крыльев, зато у него был топор и сверхидея, что и сделало его уникальным персонажем в мировой литературе)

  • привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

    Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение; причем речь необязательно идет о положительном герое. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию «другого я» уже не хочется отпускать.

    Архетипы героев

    Мужские

  • Начальник— все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести Дона Корлеоне из «Крестного отца»» М. Пьюзо.

  • Плохиш— умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество зачастую осуждает его и обвиняет во всех смертных грехах: Плохиш никогда не оправдывается и никого не пускает в свое сердце. Он рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.

  • Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.

  • Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И.Ильфа и Е. Петрова.

  • Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.

  • Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

  • Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Ройала» Яна Флеминга.

  • Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Обычно мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.

    Женские

  • Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.

  • Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

  • Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.

  • Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла.

  • Белая и Пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

  • Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.

  • Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: Ульяна Громова и другие молодогвардейцы.

  • Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.

    Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.

    Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважная девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.

    !!!Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.!!!

    Штампы героев

  • Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя. (Непременный атрибут любого героического фэнтези, типичный пример - Лютик из "Саги о Ведьмаке")

  • Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце. (В фэнтези - over 9000. Все Мэри Сью фэнтезийного мира и кинематографа последних лет)

  • Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления. ( Персонажи разряда Гэндальфа и Мерлина, а так же всевозможные духовные наставники и учителя, которые все знают, но ничего не говорят)

  • Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден. ( хотя в героическом фэнтези в итоге может перейти на сторону героя, оказаться благородным человеком, исполненным высоких чувств)

  • Оружейник — тот, кто дает герою оружие против врагов.

  • Волшебный помощник — в народных сказках эту роль выполняли Трое-из-ларца, золотая рыбка, серый волк. В современной прозе роль волшебного помощника играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.д.

  • Старенькая мама — простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение.

  • Женщина-стерва — по началу она ругается с ГГ, а потом влюбляется в него.

  • Роковая женщина — предлагает любовь, но связь с ней неизменно заканчивается бедой.

  • Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя. ( весьма и весьма распространенный штамп, чаще всего мотивы предательства у молодых авторов оказываются настолько мелочными, что в них не веришь совсем, либо отсутствует вообще какая-либо мотивация)

  • Ложный кумир — по началу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит.

  • Злодей, которому нужна власть над миром. ( клоны "Властелина Колец" и других примеров эпического фэнтези, кроме того, фантастические злодеи типа Доктора Зло из всяческих комиксов)

  • Глупые помощники злодея — комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть ГГ даже вдесятиром.

    Из фольклора в литературу перескочили следующие клише:
    Большой и сильный = простоватый
    Старый = мудрый
    Ребенок = беззащитный, положительный
    Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство
    Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик
    Стражник, охранник = туповатый
    Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный
    Человек в очках = хилый, слабовольный
    Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни
    Красивый = хороший
    Уродливый = плохой

    (Кстати, старайтесь не перенаселять красавцами и красавицами. В реальной жизни их очень мало)

    Точно так же, как с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами.

    Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет «плохой», а другая «хорошей» по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.

Оффлайн lika112

  • Блудный попугай
  • Нарратор
  • *
  • Сообщений: 929
  • Репутация +57/-0
  • Пол: Женский
  • Юлия Камень
    • Просмотр профиля
Re: Прописываем героя
« Ответ #1 : 26 Март 2012, 14:49:01 »
очень интересно)

"авторы, уникальность не равно абсурд."-опечатка

Спасибо за полезную и интересную тему.
буду учиться.)

Оффлайн olia

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Прописываем героя
« Ответ #2 : 18 Июнь 2012, 21:12:29 »
Спасибо, очень познавательно, именно это я давно искала)))

Оффлайн Лифария

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 264
  • Репутация +4/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Прописываем героя
« Ответ #3 : 11 Ноябрь 2017, 18:49:33 »
Весьма интересно. Что касается меня - у меня порой выходит несколько вышеописанных типов в одном персонаже  :-[.